КУЛЬТУРА №51, 19-25 декабря 2002 г.

 

Марина Иванова

 

ИГРА – ЭТО СЕРЬЁЗНО

Леонид Латынин, Евгений Витковский «Фонетический шум». «Водолей», 2002 г.

 

Диалог, пожалуй, один из самых древних жанров словесности. Однако прибегали к нему нечасто. Оно и понятно – трудно на совершенно добровольных началах соединить под одной обложкой и в одном пространстве текста две яркие творческие индивидуальности. Тем не менее такие индивидуальности нашлись, и издательство «Водолей» недавно выпустило книгу «Фонетический шум», на обложке которой так и обозначено - «Диалоги». Обратились к этому жанру Леонид Латынин и Евгений Витковский. Но, разумеется, сделали это весьма оригинально, как и ожидалось от авторов философских, мифологических и историко-фантасмагорических романов, умеющих и любящих играть смыслами, стилями, эпохами и образами. Впрочем, в этом совместном проекте Игры тоже достаточно – и в прямом утилитарном значении этого слова, и в том всеобъемлющем значении, которое придавал ему Й. Хейзинга, считая игру фундаментальным понятием истории и культуры.

Итак, «Фонетический шум» - это беседа двоих людей, которые говорят на принципиально разных языках – поэзии и филологической прозы и имеют дело с принципиально разной реальностью. Поэт – с реальностью жизни, которая находит отклик в его душе, его собеседник – с реальностью литературной, то есть созданной, сконструированной. Таково первое правило игры.

Правило второе. Эссе, которые время от времени прерывают стихи, никак не являются ни прямым комментарием к ним, ни попыткой истолковать или оценить их. И хотя Евгений Витковский, перу которого они  прнадлежат, признанный знаток поэзии минувшего века и автор самых известных поэтических антологий этого же периода, не отказывает себе в удовольствии обозначить место Леонида Латынина в российской поэтической традиции, большей частью они так же импрессионистичны и самодостаточны, как стихи.

Правило третье. Собеседники и не скрывают, что книга родилась в результате их длительных бесед, то есть соавторство здесь не столько в написании единого текста, сколько в создании общего интеллектуально пространства. Но таким образом читатели «Фонетического шума» имеют дело с верхушкой айсберга. И глубина понимания того, как стихи и проза сосуществуют, продолжают и дополняют друг друга, связана со знанием творчества собеседника.

Правило четвёртое. В книге собраны стихи Леонида Латынина, написанные в начале нынешнего века. Понятно, что для современников грань веков фактически неуловима в обыденной жизни, а в культурном смысле вообще может занимать несколько лет и даже десятилетий. Тем не менее, в смене столетий всегда есть нечто мистическое и таинственное, заставляющее более внимательно прислушиваться к поэту, искать в его творчестве особые, скрытые смыслы и даже пророческие символы. Впрочем, как справедливо заметил Е. Витковский, стихи не перескажешь.

Правило пятое. Вполне можно проигнорировать четыре предыдущих. И просто получить удовольствие от хорошей поэзии и от точных, порой ироничных, порой парадоксальных суждений. Иными словами, стать третьим собеседником, чего, собственно, и ожидают от читателя – это его роль в этой игре. И вообще в игре под названием «литература».